22 апреля сотрудники татаро-башкирской библиотеки встретили экскурсионную группу прихожан мечети Исмагила (Красная мечеть) из города Челябинска. Для погружения в историю, в полуазиатский купеческий город Троицк, бывший центром просвещения и культуры тюркоязычных народов. Руководитель клуба при библиотеке «Краеведческие нити», историк – краевед Р.Гизатуллин сопровождал гостей в этом увлекательном путешествии.
Рауф Назипович рассказал о том, что Троицк был основан в 1743 г. как военная крепость и почти сразу же приобрёл значение одного из пунктов меновой торговли с народами Казахстана и Средней Азии. Почти сразу после своего возникновения Троицк стал крупным центром торговли. В течение века, вплоть до середины XX в. Троицк был генератором казанско-татарской культуры в Зауралье. Татарские купцы в XVIII в. держали в своих руках всю торговлю в двух крупнейших пограничных центрах – Оренбурге и Троицке.
В XX в. удельный вес татар в населении Троицка последовательно снижался: в 1897 г. – 40%; 2002 – 7,8%. К концу XIX в. Троицк становится одним из центров просвещения тюркоязычных народов; здесь действовало несколько медресе, в т.ч. «Мухаммадия» и «Расулия». В 1910 г. открывается первое в России светское учебное заведение для девочек-мусульманок «Сююмбика». В 1914 г. купцы Яушевы открывают на свои средства медресе для девочек. Через год, другая ветвь Яушевых открывает женскую учительскую семинарию «Дарульмугаллимат» – первое в истории России учебное заведение, получившее официальное разрешение правительства на подготовку дипломированных учительниц. Фактически эта школа была аналогом полной женской гимназии.
Троицкие мусульманские учебные заведения были в числе лучших из них. Большинство из них были новометодными, а некоторые, фактически являясь светскими, лишь в силу правительственных запретов, называли себя «медресе» или «семинария», прикрываясь вывеской религиозной школы. Троицкие педагоги вносили большой вклад в развитие национального образования.
В конце XIX в. было образовано «Троицкое мусульманское общество» («Жамгияте хайрия»). На средства общества создан приют, в 1889 г. открыта библиотека-читальня «Наджат» (Спасение), являющаяся в настоящее время татаро-башкирской библиотекой.
С Троицком связана жизнь многих известных представителей татарского народа. Среди них: поэты М. Акмулла, Ш.М. Бабич, А. Галимов, Г. Тукай, Б.Ш. Рафиков; писатели С.С. Адгамова, Р. Валеев, М. Гафури, А.К. Расих; педагоги Ф.А. Аитова, Л. Газизов; историки Г. Баттал, Г.С. Губайдуллин; художник Ч. Ахмаров; разведчик И.А. Ахмеров; геолог-нефтяник А.А. Бакиров; деятели культуры Иляловы; драматург С.Г. Кальметов; актёр и режиссер М.И. Мутин и др.
Краеведческая деятельность в работе библиотеки является одним из приоритетных направлений. В читальном зале оформлена книжная выставка «275 – с юбилеем город!». Знакомить с историей родного края, воспитывать чувство гордости за славное прошлое своих земляков, с уважением относиться к своим корням, культуре, традициям и обычаям – основная задача татаро – башкирской библиотеки.
Альфия Аглиуллина библиотекарь.