«…искусство стремится к идеалу,
вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому…»
К. Д. Ушинский.
24 января 2023 года исполнилось бы 175 лет талантливому живописцу Василию Ивановичу Сурикову. Его масштабные исторические картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» стали достоянием отечественного искусства.
Русский живописец родился в Красноярске, его предками были казаки, среди них даже был атаман одного из сибирских казачьих полков. Отец семейства, Иван Васильевич, занимал должность коллежского асессора, а мать Прасковья Федоровна вела домашнее хозяйство.
Ещё в уездном колледже Василий Иванович начал писать и даже стал брать уроки у педагога, который выявил наличие у юноши уникального художественного дара. Первую полноценную картину молодой живописец создал в 1862 году: это была акварель «Плоты на Енисее». Вскоре его картинами заинтересовался местный губернатор и нашел для подающего надежды живописца мецената, готового оплатить за его обучение в Академии художеств в Санкт- Петербурге после окончания училища.
Учился Василий Иванович прилежно и старательно, внимая каждому слову преподавателя П. П. Чистякова. Это дало свои плоды: за годы, проведенные в Академии Суриков неоднократно удостаивался медалей и денежных поощрений и в 1875 году окончил её.
С 1878 по 1888 год Суриков написал три свои самые известные и лучшие картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».
О картине «Утро стрелецкой казни» Суриков рассказывал так: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
Полотно «Боярыня Морозова» потрясает зрителей не только своим драматическим сюжетом, но и внушительными размерами – три метра на почти шесть метров.
Сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом», «Изгнание Христом торгующих из храма» - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи.
Умер художник в марте 1916 года от ишемической болезни сердца.